Вся Россия
Меню

НЕОФОРМЛЕННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ: КТО ВИНОВАТ и ЧТО ДЕЛАТЬ? (мнение профессионала)

Уверена, что трудно найти в нашей стране человека, который не знает выражение императора Николая I о двух российских бедах – дураках и дорогах. Наверное, так же трудно найти тех, кто согласен с императором в отношении количества российских бед. Каждый из нас с лёгкостью может увеличить этот список с 2-х до бесконечности.

Лично мне в силу моей профессиональной принадлежности кажется, что есть ещё одна большая проблема – неоформленная или неправильно оформленная недвижимость.

Не перестаю удивляться, с какой тщательностью люди подходят к покупке очередного гаджета, в том числе внимательно изучают и проверяют всю документацию, и, в то же время, с какой беспечностью, доверившись малоизвестным посредникам, подписывают документы о правах на недвижимость.

И как результат владельцы недвижимости сталкиваются с тем, что пройдя все этапы оформления, не получают конечного результата - государственной регистрации прав. Либо, оформив недвижимость в Росрестре, впоследствии узнают о существующих ограничениях в использовании или распоряжении объектом. Например, через несколько лет после оформления владельцы смежных участков сталкиваются с проблемой наложения границ земельных участков; с удивлением узнают, что объект находится в лесной, водоохранной зоне или является объектом культурного наследия со всеми вытекающими отсюда правилами использования таких объектов, зачастую, не всегда устраивающих собственника. Почему такое происходит? Как эту ситуацию планируется решать? Иными словами: кто виноват и что делать? Давайте попробуем разобраться.

Итак «Кто виноват?»

Во-первых, об истории проблемы. Напомню, что до 1991 года в нашей стране не существовало частной собственности. Однако кадастровый учёт был налажен на государственном уровне: все без исключения земли и водные пространства в пределах городской черты, независимо от пользователя, подлежали земельной регистрации. Регистрацию проводили должностные лица районных землеустроительных служб, которые несли персональную ответственность за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании. Существовала специальная земельно-учетная документация: в колхозах — Земельная шнуровая книга, в административных районах — Государственная земельная (земельно-кадастровая) книга регистрации земель. Правоудостоверяющими документами в данный период являлись государственные акты на вечное пользование землей, которые выдавались колхозам и совхозам, а также земельные записи, которые выдавались каждому землепользователю. К сожалению, точного координирования земельных участков не проводилось (поскольку не требовалось), а точность производимых замеров в силу объективных причин, оставляла желать лучшего. Не хочется говорить плохо о существовавшей тогда системе. Наоборот, считаю, что она была достаточно взвешенная и выверенная с учетом концепции и принципов действовавшего на тот момент законодательства.

С 1991 года, когда в России был принят закон о собственности, началась приватизация жилья, резко активизировался оборот земельных участков, переданных в собственность гражданам, в том числе, для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Законодательству необходимо было менять принципиальную направленность, этого требовали новые экономические условия. Оформлением недвижимости и ведением реестров собственников и владельцев стали заниматься различные органы и организации: земельные комитеты, комитетов по имуществу, органы БТИ и др. Причем все действовали на основании специализированных законодательных актов и регламентов, не имеющих единых стандартов и унификации. Правоудостоверяющие документы этого временного отрезка весьма разнообразны. Простое перечисление их займет много места и времени, поэтому не буду подробно останавливаться на этом вопросе.

Кроме того, правовое регулирование градостроительной деятельности не предусматривало, так называемую, оглядку на процессы оформления прав на недвижимость.

Государственное регулирование и унификация всех процессов оформления недвижимости начались в конце 90-х годов прошлого века. Государственная регистрация и кадастровый учет стали проводиться с опорой не только на гражданское, семейное, земельное право, но и на законодательство в сфере геодезии картографии и, конечно же, градостроительной деятельности. По пути сокращения процедур при оформлении недвижимости идет современное законодательство.

Ну, об истории проблемы, наверное, все. О масштабах предстоящей работы по созданию ресурсов и механизмов, гарантирующих собственнику, владельцу, добросовестному приобретателю гарантий незыблемости их прав поговорим в следующий раз.

Екатерина Беличенко Подробно об авторе

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь