Как известно, в большинстве случаев основанием для первичного образования земельного участка является схема его расположения на кадастровом плане территории в виде графического чертежа предполагаемых границ образуемого земельного участка. Многие из вас, как кадастровые инженеры готовят данные документы.
По нашему мнению, несовершенство правового регулирования порядка подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченным органом не всегда позволяет соблюсти сроки ее подготовки и утверждения, и, соответственно - выдачи результатов работы Заказчику, что негативно влияет на соблюдение сроков договора, по нескольким причинам.
- В настоящее время схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принимаются органами местного самоуправления (ОМС) в том числе на бумажном носителе.
Действующее федеральное и региональное законодательство не содержит требования о выдаче уполномоченным органом документа о приеме от заявителя, или проставления отметки о приеме документов на втором экземпляре заявления, с указанием даты и входящего номера.
В связи с чем, в некоторых ОМС отметки о приеме документов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на копии заявления не ставятся, ввиду чего невозможно отследить в действительности само наличие заявления об услуге, сроки ее исполнения и этапы прохождения, сроки выдачи документов.
- Действующим законодательством урегулирована только общая форма схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом особенности её подготовки в каждом муниципальном образовании - различны. В Земельном кодексе РФ не предусмотрены процедуры принятия решения о приостановлении утверждения схемы расположения земельного участка, в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ указаны только основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Вышеуказанное приводит к тому, что такое основание для отказа как - несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, исправить без каких то дополнительных пояснений невозможно. Таким образом, заявители вынуждены подавать заявление об утверждении схемы несколько раз. Заявителю направляется отказ в письменном виде, с указанием общей формулировки: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, без указания конкретных причин приостановления. Ввиду этого, процесс утверждения схемы в действительности может затягиваться на несколько месяцев (неопределенный срок).
Между тем как процедуры приостановления - основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, подробно прописаны в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому решение об отказе принимается только если не устранены причины приостановления.
В связи с изложенным, считаете ли вы необходимым внесение изменений в действующее законодательство, установления четких требований к: порядку подготовки схемы на бумажных носителях, приему документов, процедурам принятия решения о приостановлении и отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по аналогии с Законом о регистрации?
К примеру - установить в действующем законодательстве требования, согласно которым, должна быть выдана расписка или иной документ, подтверждающий факт приема схемы для утверждения, в уведомлении о приостановлении должны быть указаны основания такого приостановления с обязательной ссылкой на нормы действующего законодательства и всех конкретных причин, послуживших основанием для приостановления, а также - рекомендации по устранению оснований для приостановления.
Какие еще, на ваш взгляд, имеются неурегулированные вопросы, затрудняющие выполнение кадастровым инженером технических, межевых планов, схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории?