Вся Россия
Меню

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

  • предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
  • свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;
  • получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
  • уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия установленных границ земельного участка его фактическому положению на местности.


1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости ( ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади. Такое уточнение не связано с образованием новых земельных участков при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90). Иными словами, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности.

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.


2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

  1. установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  2. установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
  3. установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  4. установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).
Подробнее…
Природными объектами являются объекты местности, возникшие без участия человека в силу природных явлений (например, складки местности, бровки оврагов и иные элементы ландшафта), позволяющие идентифицировать границу земельного участка (в том числе с помощью картографического материала), а объектами искусственного происхождения являются объекты, расположенные на поверхности земли, созданные трудом человека, например ограждения, стены зданий и иные конструктивные элементы разграничивающего характера.

При отсутствии указанных в Законе о регистрации недвижимости документов и определении местоположения границ земельных участков в соответствии с фактическим землепользованием, кадастровый инженер может использовать следующие документы (письмо Росреестра от 16.02.2016 № 19-00221/16):

  • карты (планы), являющиеся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающие фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет (картографические материалы);
  • сведения, подтверждающие нахождение земельного участка, в виде картографических материалов более мелкого масштаба;
  • землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;
  • планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местного самоуправления;
  • документы по территориальному планированию(в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов);
  • проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического товарищества;
  • ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках.

Перечень документов, которые могут использоваться при уточнении местоположения границ земельных участков достаточно обширный и не является исчерпывающим.

В случаях использования при подготовке межевого плана вышеперечисленных документов в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста должно быть приведено обоснование, почему использованы именно эти документы, а также обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
  • описание конкретных объектов искусственного и природного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания, забор, дорога, канава, овраг и др.);
  • сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 лет и более лет (например, дата создания садоводческого или огороднического товарищества, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка) (п. 70 Требований к подготовке межевого плана).

Неправильная или отсутствующая аргументация по обоснованию местоположения границ земельного участка в разделе «Заключение кадастрового инженера» является причиной для принятия Росреестром решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений сведений ЕГРН о земельном участке по основаниям, предусмотренным п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

При подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границ земельного участка в разделе межевого плана «Исходные данные» должно быть указано наименование и реквизиты использованных для определения местоположения границ земельных участков документов.

В случае если для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, такие документы или их копии в состав Приложения межевого плана не включаются.

Копии иных использованных для определения местоположения границ документов подлежат включению в состав Приложения межевого плана. При этом в состав Приложения могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений, содержащих сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа (п. 21, 22, 25 Требований к подготовке межевого плана).


3. Одновременное уточнение местоположения границ смежных земельных участков

При проведении кадастровых работпо уточнению местоположения границ земельного участка могут быть выявлены пересечения границ уточняемого участка с границами смежных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Такие ситуации могут быть связаны:

Наличие выявленных пересечений границ земельных участков является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы (п. 20 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации).

Устранение пересечений может быть осуществлено путем уточнения местоположения границ смежных участков одновременно с уточнением местоположения границ участка, являющегося объектом кадастровых работ. В таком случае межевой план оформляется в виде одного документа, в том числе и в связи с исправлением реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ смежных участков (п. 20 Требований к подготовке межевого плана).

Порядок одновременного уточнения местоположения границ смежных земельных участков как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности, определен в части 2 статьи 43 Закона о регистрации.

Согласно указанному порядку, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения ЕГРН о смежных с ним земельных участках, Росреестр одновременно с осуществлением кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и (при необходимости) площади указанных смежных земельных участков.

Применение положений данного порядка дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.

В связи с тем, что при внесении в ЕГРН изменений в порядке, установленном частью 2 статьи 43 Закона о регистрации, не установлены критерии определения допустимого объема таких изменений (изменение «местоположении границ и площади смежного земельного участка» или изменение «местоположения частей границ смежного земельного участка»), данный вопрос решается кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ исходя из условий договора подряда и конкретных обстоятельств.

В зависимости от конкретной ситуации кадастровым инженером осуществляется определение местоположения:

  • либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении таких частей границы;
  • либо всей границы смежного земельного участка (всех характерных точек его границы), в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки (письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и).
При уточнении местоположения границ смежных участков одновременно с уточнением местоположения границ участка, являющегося объектом кадастровых работ, представление в Росреестр дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется.

Подробнее…

Также следует учитывать:

  • Если при кадастровых работах уточняется или изменяется местоположение границ группы смежных друг другу земельных участков, то при представлении в Росреестр документов собственником земельного участка - объекта кадастровых работ или собственником земельного участка, по отношению к которому все участки являются смежными, оформляется одно заявление о государственном кадастровом учете изменений, в котором указываются кадастровые номера всех земельных участков, местоположение границ которых одновременно уточняется или изменяется (за исключением лесного участка в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 60. 2 Закона о регистрации);
  • Если в ходе кадастровых работ требуется изменение местоположения границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком включены в состав межевого плана, то в отношении несмежного земельного участка необходимо представление в Росреестр собственником такого земельного участка отдельного заявления о его кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.

4. Определение состава сведений, включаемых в межевой план при уточнении местоположения границ земельного участка

Состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка при уточнении сведений о местоположении его границ, определяется в зависимости от объема, проводимых кадастровым инженером работ. В одних случаях может быть произведено уточнение местоположения всей границы и (или) площади смежного участка (или группы смежных друг к другу участков), в других - уточнение местоположения отдельных частей границы и (или) площади смежного земельного участка.

При выполнении кадастровых работ и оформлении межевого плана, если в результате кадастровых работ в отношении смежных земельных участков требуется изменение местоположения их границ (частей границ) помимо включения в межевой план разделов, содержащих сведения о земельном участке - объекте кадастровых работ, в отношении смежных земельных участков необходимо:

  • разделы "Сведения об уточняемых земельных участках" включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ) которых необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном ч.1 ст. 60.2 Закона о регистрации);
  • обеспечить согласование местоположения границ, оформление и включение в межевой план разделов "Акт согласования местоположения границ земельного участка" в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых необходимо внести изменения;
  • в разделе "Заключение кадастрового инженера" привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых необходимо внести изменения.

Также при подготовке межевого плана в связи с уточнением местоположения границ земельного участка следует учитывать следующие обстоятельства, от которых в свою очередь также зависит состав сведений, включаемых в межевой план:

  • К ошибке в местоположении границ земельного участка относится в содержащаяся в ЕГРН ошибка, допущенная при определении координат характерных точек не только внешней границы земельного участка, но и внутренней границы уточняемого или смежного земельного участка, а также отсутствие в ЕГРН сведений о внутренней границе земельного участка (пункт 47 Требований к подготовке межевого плана). То есть, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
  • Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным требованиям к точности, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
  • В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ участка. При этом следует учитывать, что уточненная площадь земельного участка не должна превышать значение площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения, или если такой размер не установлен, на величину более чем 10 процентов. В противном случае данное обстоятельство будет являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета изменений по основаниям, предусмотренным п. 32. ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации. Предельный минимальный размер, соответствующий виду разрешенного использования земельного участка, должен указываться в разделе межевого плана "Сведения об уточняемых земельных участках" на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылку на источник их официального опубликования следует привести в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" (пункт 52 Требований к подготовке межевого плана).
  • Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований к подготовке межевых планов), в раздел межевого плана "Сведения об уточняемых земельных участках" в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контурах или одном (нескольких) обособленных участках в составе единого землепользования, в сведения о которых необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.

5. Согласование местоположения границ земельных участков при их уточнении

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию в случае если:

Подробнее…
Согласование местоположения границ земельных участков является обязательным как в случае уточнения местоположения границ непосредственно земельного участка, в отношении которого заключен договор подряда, так и в случае установления границ образуемого земельного участка, если одна или несколько частей его границ являются общими с частями границ другого земельного участка и содержащееся в ЕГРН описание местоположения границ смежного земельного участка не соответствует установленным требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (включая наличие реестровой ошибки в таком описании местоположения границ).

Предметом согласования местоположения границ при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, и проводится такое согласование с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

  • собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
  • аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем 5 лет).

Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения тех частей границ, которые не являются одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (части 2, 3 ст. 39 Закона о кадастровой деятельности).

Результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования, который включается в состав межевого плана на обороте Чертежа участка (ч. 1 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, п. 82 Требований к подготовке межевого плана).

  • В случае если у смежных земельных участков, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, а не их контуры целиком, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
  • В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежных земельных участков, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ (то есть уточняется весь контур смежных участков), в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования.

Следует также различать случаи, когда границы земельных участков считаются согласованными при обязательном наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц, так и при отсутствии таких подписей.

Так, в случае, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельного участка не требуется одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка, при проведении согласования границ в акте согласования могут отсутствовать личные подписи заинтересованных лиц при условии документального подтверждения их надлежащего извещения и отсутствия их письменных возражений относительно местоположения уточняемой границы или части границы (ч. 8 ст. 39, ч. 3 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности).

Если же в связи с уточнением местоположения границ земельного участка для его государственного кадастрового учета требуется внесение изменений в содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границы смежного земельного участка (или отдельных частей его границы), при проведении согласования границ в акте согласования обязательно наличие личной подписи заинтересованного лица - правообладателя такого смежного земельного участка (ч. 2 ст. 40 Закона о кадастровой деятельности, ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации).

В случае невозможности согласования местоположения границ земельных участков, путем указания в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ (частей границ) смежных земельных участков и их площади при осуществлении государственного кадастрового учета не представляется возможным (письмо Росреестра от 15.01.2018 № 05-28/111.

Обратите внимание также на следующие нюансы, которые следует учесть при уточнении местоположения границ участка:

  • Согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
    Подробнее...
    Если при выполнении кадастровых работ установлено, что земельный участок фактически не является смежным по отношению к объекту кадастровых работ, но согласно сведениям ЕГРН у указанных земельных участков определяются "общие" части границ, местоположение границ объекта кадастровых работ с правообладателем такого несмежного земельного участка не согласовывается, в акт согласования сведения о соответствующих частях границ объекта кадастровых работ не включаются. В таком случае в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" следует привести обоснование отсутствия согласования в отношении таких частей границ объекта кадастровых работ и несмежного земельного участка, и при наличии - предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (подпункт 1 пункта 13пункт 69 Требований к подготовке межевого плана). А в разделе межевого плана "Схема расположения земельного участка" схематично следует указать реальное местоположение земельного участка, который согласно сведениям ЕГРН определяется как смежный (письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и).
  • Если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек смежного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (относительно общих границ), обязательность согласования таких частей границ отсутствует, и сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
  • Если все части границ уточняемого земельного участка установлены в соответствии со сведениями ЕГРН о границах смежных земельных участков или смежными являются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу положений ст. 39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ объекта кадастровых работ не требуется, и в акт согласования должны включаться сведения только о правообладателе земельного участка - объекта кадастровых работ (вне зависимости от согласования ранее таким лицом границ смежных земельных участков) в порядке, предусмотренном п. 85 Требований к подготовке межевого плана.

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

0
Елена Штерн
Спасибо за разбяснения