Сегодня наша тема про материнский капитал, а именно - я расскажу о ситуациях, когда материнский капитал получает мужчина.
В законе таких ситуаций немного, и вот они:
- право на материнский капитал имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшиеся правом на дополнительные меры господдержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2020 года;
- право на материнский капитал имеют мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007 года.
Законодательством предусмотрены случаи, когда право на получение материнского капитала прекращается у женщины и возникает у мужчины (отца либо усыновителя детей) независимо от наличия у него гражданства РФ или статуса лица без гражданства:
- смерть женщины или объявление ее умершей (юридически это разные вещи);
- лишение матери родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на материнский капитал;
- совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей);
- отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.
И вот случаи возникновения права на маткапитал у мужчины были летом этого года дополнены Конституционным судом, который зафиксировал право на материнский капитал у семей, использовавших вспомогательные технологии для рождения детей.
Этот вопрос Конституционный суд рассмотрел по запросу Конаковского городского суда Тверской области (Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2021 года № 30-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в связи с запросом Конаковского городского суда Тверской области").
Суд рассматривал иск мужчины, который воспользовался услугами суррогатной матери, а впоследствии женился. Его супруга усыновила детей мужа, но не смогла получить материнский капитал.
Иван в сентябре 2019 года был признан отцом двоих детей, которых родила суррогатная мать с помощью его генетического материала. В графе «мать» в их свидетельствах о рождении был указан прочерк.
В октябре того же года Иван вступил в брак с Екатериной, усыновившей его детей – всех четверых. После этого Екатерина обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда за сертификатом на материнский капитал.
Ей отказали – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не дает права на такой капитал в случае усыновления пасынков или падчериц.
Тогда в ПФР обратился сам Иван, но и он не соответствовал критериям такой поддержки. При рассмотрении дела Конаковский горсуд усомнился, что статья 3 соответствующего закона соответствует Конституции, так как лишает генетического отца рожденных суррогатной матерью детей права на материнский (семейный) капитал. Это противоречит конституционным нормам о поддержке материнства и детства, равенстве перед законом и социальных гарантиях, решил горсуд. В связи с этим он обратился в Конституционный суд.
Своим Постановлением Конституционный суд дал оценку конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Оспоренная норма признана не противоречащей Конституции в той мере, в какой она не предоставляет по общему правилу такого права мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью.
Оспоренная норма признана не соответствующей Конституции в той мере, в какой она не предоставляет права на получение материнского (семейного) капитала мужчине, который в установленном порядке признан в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него суррогатной матерью, а впоследствии вступил в брак и воспитывает своих детей в семье совместно с усыновившей (удочерившей) их супругой.
Напомню на всякий случай, что брак в РФ – это союз мужчины и женщины.
До внесения в закон изменений судебный орган вправе рассмотреть дело, в связи с которым им был направлен запрос о проверке конституционности оспоренной нормы, руководствуясь непосредственно Конституцией и данным Постановлением.
И еще один момент – Конституционный суд РФ подчеркивает, что признание судом отцовства одинокого мужчины, который воспользовался услугами суррогатной матери, оправдано только необходимостью обеспечить детям родительское попечение. Такие репродуктивные технологии предназначены только для женщин и семейных пар.