Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем 5-ти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.
Общее собрание участников долевой собственности проводится по предложению участника долевой собственности либо лиц, использующих такой земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо муниципалитета по месту расположения земельного участка (ст. 14, 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; далее - Закон об обороте земель сельхозназначения).
Перечень вопросов, по которым участники долевой собственности вправе принимать решения на общем собрании, определен законом (п. 3 ст. 14 Закона об обороте земель сельхозназначения) и является исчерпывающим. На общем собрании могут быть приняты решения по вопросам:
1) о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;
2) об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности;
3) об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;
4) об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;
5) об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;
6) о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении сервитута, об осуществлении публичного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий;
7) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;
8) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;
9) об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами;
10) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, о предложениях об изменении условий указанного соглашения либо об отказе заключить такое соглашение.
Иные вопросы по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, не входящие в данный перечень, подлежат урегулированию посредством заключения соглашения всеми участниками общей долевой собственности в соответствии со ст. 246 и 247 Гражданского кодекса РФ.
Извещение о проведении общего собрания публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) и на информационных щитах, установленных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, не позднее, чем за 40 дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее, чем за 30 дней до дня его проведения.
Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем не менее 50 % участников долевой собственности или участников, владеющих более 50 % таких долей (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок).
В случае если общее собрание не состоялось в связи с недостаточным количеством присутствующих на нем участников долевой собственности, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее 30 % их общего числа, или владеющие более 50 % таких долей.
Повторное общее собрание может быть проведено не позднее 2-х месяцев после несостоявшегося общего собрания.
Решение принимается общим собранием открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 % долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании, или большинство участников общего собрания.
При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.
В организации и проведении общего собрания должно участвовать уполномоченное должностное лицо от муниципалитета по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Принятое общим собранием решение оформляется протоколом, к которому должен быть приложен список присутствующих на нем участников долевой собственности с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли.
Протокол общего собрания составляется в 2-х экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание, второй - в муниципалитете по месту расположения земельного участка.
При этом муниципалитет не позднее 10 дней после даты проведения общего собрания должен разместить протокол общего собрания:
- на своем официальном сайте (при его наличии);
- на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.