Вся Россия
Меню
Дочь оспорила «дарственную» брату после смерти матери. Судебная практика

Дочь оспорила «дарственную» брату после смерти матери. Судебная практика

Дочь оспорила «дарственную» брату после смерти матери. Судебная практика

Друзья, сегодня мы расскажем вам интересную историю из судебной практики о том, как судебная коллегия оставила в силе решение о признании недействительным договора дарения.

Наследники первой очереди, пришедшие к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, обнаружили, что при жизни матери Антонины 1/2 доля в праве собственности на квартиру была передана ее сыну Матвею по договору дарения.

Дочь умершей Антонины обратилась в суд с иском о признании договора дарения недействительным, применении последствий недействительности сделки.

В обоснование заявленных требований указала, что мать не могла заключить этот договор дарения, поскольку всегда хотела, чтобы квартира принадлежала всем детям в равных долях. Кроме того, наследодатель Антонина была безграмотная, не умела ни читать, ни писать, она могла подписать документ, не понимая его содержания. При заключении указанного договора дарения мать действовала под влиянием заблуждения, а ответчик обманным путем заключил сделку по дарению спорной квартиры.

По настоящему гражданскому делу была назначена и проведена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза. Из представленных медицинских документов видно, что Антонина при жизни страдала гипертонической болезнью, хронической сердечной недостаточностью, дисциркуляторной энцефалопатией, хронической ишемией головного мозга. Врачами-экспертами установлено, что указанные заболевания привели к возникновению психического расстройства в форме деменции сложного генеза, которое повлияло на ее способность осознанно принимать решения, понимать значение своих действий.

Согласно п. 1 ст. 177 ГК РФ даже надлежаще оформленная и подписанная сторонами сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что гражданин, хотя и дееспособный, находился в момент ее совершения в таком состоянии, когда не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

Разрешая спор по существу, суд руководствовался положениями данной статьи и, положив в основу заключение психолого-психиатрической экспертизы, удовлетворил требования истицы, дочери Антонины, о признании данного договора недействительным с применением последствий недействительности данной сделки путем прекращения права собственности Матвея (брата) на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение.

Апелляционная инстанция с такими выводами согласилась.

Комментарии

Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь