Приобретая земельный участок, Вы должны помнить, что вместе с правами собственника Вы приобретаете и определенные обязанности.
Одной из таких обязанностей является уплата земельного налога в соответствии с действующим Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?
2. Как рассчитывается земельный налог?
2.1. Формула для расчёта земельного налога.
2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога.
2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога.
2.4. Льготы по земельному налогу.
3. Сроки уплаты земельного налога.
4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?
1. Земельный налог: кто должен оплачивать и какие земельные участки не облагаются земельным налогом?
Земельный налог, так же как и налог на имущество физических лиц, является местным налогом (ст. 15 Налогового кодекса РФ; далее - НК РФ), т.е. он платится в бюджет муниципального образования или города федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) по месту нахождения земельного участка.
Налогоплательщиками налога являются организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве:
- собственности;
- постоянного (бессрочного) пользования;
- пожизненного наследуемого владения.
Земельный налог не платится организациями и физическими лицами в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Земельным налогом не облагаются:
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
Подробнее
Характеристика земельного участка как изъятого из оборота определяется исходя из того, что на земельном участке расположен объект, находящийся в федеральной собственности, указанный в перечне (ч. 4 ст. 27 ЗК РФ).
В данном случае не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке указанных объектов, их принадлежность РФ на праве собственности (Письмо ФНС РФ от 04.05.2008 № ШС-6-3/330 «О земельном налоге»,Письмо Минфина РФ от 14.03.2008 № 03-05-04-02/18, Письмо Минфина РФ от 20.03.2007 № 03-05-05-02/12, Письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2007 N Д08-840).
- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
-
земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
Подробнее
Несмотря на то, что данные пункты совпадают по содержанию с пд. 2 и 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу достаточно подтвердить его отнесение к категории земель лесного фонда либо нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.
При этом не учитывается разрешенное использование земельного участка, а также форма собственности на него (Письмо ФНС РФ от 04.05.2008 № ШС-6-3/330 «О земельном налоге», Письмо Минфина РФ от 14.03.2008 № 03-05-04-02/18, Письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2007 № Д08-840).
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
2. Как рассчитывается земельный налог?
2.1. Формула для расчёта земельного налога
Расчет налога на землю осуществляется по формуле исходя из следующих составляющих:
- налоговой базы;
- размера доли в праве;
- периода владения земельным участком;
- налоговой ставки;
- наличие либо отсутствие льгот.
Формула для расчета земельного налога выглядит следующим образом:
Земельный налог = Нб * Д * Нст * Кв,
где:
- Нб – налоговая база (кадастровая стоимость);
- Д – размер доли в праве на земельный участок;
- Нст – налоговая ставка;
- Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).
Проверить правильность расчета земельного налога можно, воспользовавшись электронным сервисом на сайте ФНС России.
2.2. Налоговая база для расчёта земельного налога
Налоговая база является одним из ключевых понятий системы налогообложения и обязательным элементом при расчете любого налога.
Главная функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 НК РФ).
С 1 января 2019 года налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).
Данные о кадастровой стоимости налоговые органы получают от органов Росреестра.
Вы также можете узнать кадастровую стоимость интересующего Вас земельного участка по письменному запросу в территориальном органе Росреестра или с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», «Публичная кадастровая карта», «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» официального сайта Росреестра.
2.3. Налоговые ставки для расчёта земельного налога
Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
- 0,3 % в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5 % в отношении прочих земельных участков (ст. 394 НК РФ).
Ставку налога в конкретном регионе можно также уточнить при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте ФНС имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
2.4. Льготы по земельному налогу
Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот по земельному налогу. Их можно условно разделить на 3 вида, первые два из которых регулируются федеральным законодательством:
- освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан и организаций (ст. 395 НК РФ);
- уменьшение налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан (п. 5 ст. 391 НК РФ);
- льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ).
1-ий вид льгот применяется в отношении налогоплательщиков полностью освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ.
Например, от уплаты земельного налога на федеральном уровне освобождены:
- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ);
- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ);
- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).
2-й вид льгот применяется в форме налогового вычета для следующих категорий налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
- инвалидов I и II группы;
- инвалидов с детства, детей-инвалидов;
- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- пенсионеров, получающих назначенные в установленном порядке пенсии, а также лиц, достигших 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (п. 5 ст. 391 НК РФ).
Начиная с 2017 г., уменьшение налоговой базы (налоговый вычет) осуществляется на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
- физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
- физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
15.04.2019 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (Закон № 63-ФЗ), расширивший перечень льготников, которые могут уменьшить сумму налога на кадастровую стоимость 600 кв. м площади одного земельного участка (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ)
Положениями указанного закона установлено, что начиная с налогового периода 2018 года к числу льготников, имеющих право на такой налоговый вычет, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей.
К 3-ему виду относятся дополнительные льготы, которые могут быть установлены на местном уровне.
Наличие дополнительных льгот в конкретном регионе также можно проверить на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/).
Для получения льготы, в том числе в виде налогового вычета, необходимо представить заявление в налоговый орган по своему выбору. По желанию можно приложить к заявлению документы, подтверждающие право на льготу.
Кроме того, Законом № 63-ФЗ, с учетом Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, введен «проактивный порядок» предоставления льгот. В связи с этим в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган. То есть, в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 - 4, 7 - 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.
Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.
3. Сроки уплаты земельного налога
Срок уплаты земельного налога устанавливают местные органы власти (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме этого, местные власти могут установить требование, о необходимости внесения часть суммы в течение отчётного периода (авансовые платежи).
Сроки, установленные в вашем регионе, можно уточнить на сайте ФНС http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.
Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
Налогоплательщиками-физическими лицами земельный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
4. Можно ли рассчитывать на пересчет налога в случае изменения кадастровой стоимости участка?
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ статья 391 НК РФ, посвященная порядку определения налоговой базы для целей исчисления земельного налога (в том числе и порядку пересчета налога при изменении кадастровой стоимости участка), дополнена пунктом 1.1.
При этом по общему правилу изменение кадастровой стоимости, указанной в ЕГРН, не влечет за собой перерасчет налога, исходя из новой кадастровой стоимости за год, в котором произошло указанное изменение, а также за предыдущие периоды (абз. 1 п. 1.1 ст. 391, п. 1 ст. 393 НК РФ).
Из этого правила есть исключения:
- 1-ый случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (например, в связи с изменением площади или категории земельного участка).
В данном случае указанное изменение стоимости учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости (абз. 2 п. 1.1 ст. 391 НК РФ) (т.е. по «старой» кадастровой стоимости будет рассчитываться земельный налог за полные месяцы с начала года до момента изменения, по «новой» стоимости – с момента внесения изменений в ЕГРН и до конца года).
- 2-ой случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло вследствие исправления ошибок, в том числе:
- исправления технической ошибки в сведениях ЕГРН о величине кадастровой стоимости;
- уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
- уменьшения кадастровой стоимости в связи с пересмотром кадастровой стоимости (по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости.
В указанных случаях изменение стоимости учитывается начиная с даты начала применения недостоверных сведений (абз. 3 п. 1.1 ст. 391 НК РФ), т. е. излишне уплаченный налог за предыдущие годы может быть зачтён в счёт будущих платежей или возвращен налогоплательщику по его письменному заявлению.
- 3-ий случай: изменение кадастровой стоимости земельного участка произошло на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
При этом сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда и внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости (абз. 4 п. 1.1. ст. 391 НК РФ), т.е. в данном случае законодательством также установлена возможность возврата или зачета излишне уплаченного налога за предыдущие годы.
Перерасчет земельного налога не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм (п. 2.1 ст. 52 НК РФ).
Вам также может быть интересно:
"Что нужно знать о налоге на имущество физических лиц?"
"Что нужно знать гражданину о налоге с продажи недвижимости?"