1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 8.8. КоАП РФ:
Обратим внимание, что в статью 8.8 КоАП включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений. Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.
На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:
- использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч. 1 ст. 8.8 КоАП );
- неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях (ч. 2, 2.1, 3 ст. 8.8 КоАП);
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 4 ст. 8.8 КоАП).
Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.
1.1. Использование земельного участка не по целевому назначению
Законом регламентировано, что правообладатели земельных участков, обязаны использовать принадлежащие им земли в соответствии с целевым назначением земли, при этом методы использования не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земельным ресурсам(ст. 42 ЗК РФ).
Каждый земельный участок по целевому назначению относится к одной из семи категорий земель (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):
- сельскохозяйственного назначения;
- населенных пунктов;
- промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- особо охраняемых территорий и объектов;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
Кроме того, нецелевое использование земельного участка также предусматривает случаи использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования.
Вид разрешенного использования земельного участка определяет, какую деятельность можно вести на участке (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ст. 37 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Данное нарушение характеризуется совершением действий, направленных на использование земельного участка без соблюдения установленного для него режима эксплуатации, на сознательное изменение его целевого назначения.
Сведения о категории и разрешенном использовании земельного участка указываются в документах на землю, содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и приводятся в выдаваемой выписке (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 8, ч. 1 ст. 21, ч.6 ст. 62 Закона о регистрации).
1.2. Неиспользование земельного участка
Данное административное правонарушение заключается в неиспользовании земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по его использованию в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, т.е. собственник, арендатор или владелец земельного участка не выполняет принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию участка в предназначенных целях и в установленный законом срок.
Другими словами, рассматриваемое административное правонарушение совершается в форме бездействия виновного лица. Причем обязательным признаком указанного правонарушения является установленный для использования этого участка срок. Это означает, что вопрос о наличии в действиях виновного лица состава данного правонарушения может быть поставлен только после истечения установленного законом срока.
Срок для привлечения к ответственности за неиспользование земельного участка по назначению устанавливается в зависимости от целевого назначения.
Так за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения привлекают в случае, если земельный участок не используется:
- в течение 3-х и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности.
- в течение 1 года по целевому назначению после его приобретения на публичных торгах, если ранее такой участок:
- был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;
- по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований 3 года и более (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП).
К ответственности за неиспользование земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, привлекают в случае, если такие участки не используются в течение 3-х лет в целях, для которых они предоставлены (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ).
При рассмотрении дел по данному правонарушению учитываются положения земельного и градостроительного законодательства, согласно которым в срок неиспользования земельного участка не включается время, потраченное на его необходимое освоение.
В частности, в этот срок не включается время, потраченное на проведение инженерных изысканий, получение градостроительного плана земельного участка, проведение работ по архитектурно-строительному проектированию, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, получение разрешения на строительство, а также время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению в виду обстоятельств, исключающих такое использование.
Кроме того, в этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ, ст. 284 ГК РФ, п.п. 3, 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельхозназначения).
1.3. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
Данный вид правонарушения также выражается в бездействии виновного лица, а именно в не проведении действий, операций и процедур, направленных на улучшение состояния и повышение качества почв.
В ряде случаев оно может быть выражено в недостаточных или несвоевременных действиях, когда соответствующие мероприятия проводятся с нарушением сроков, технологий и иных требований, что фактически не дает необходимого эффекта.
В соответствии с ч.4 ст. 8.8 КоАП невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;также влечет наложение административного штрафа.
По общему правилу приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 ЗК РФ).
При этом для привлечения к ответственности по ч.4 ст. 8.8 КоАП основное значение имеет срок, установленный для выполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
2. Органы, уполномоченные на привлечение к ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ
Главой 23 КоАП определены органы, уполномоченные на привлечение к административной ответственности и рассмотрение дел об административных правонарушениях.
В отношении правонарушений, установленных ст. 8.8 КоАП, привлечение к административной ответственности осуществляют следующие органы:
- Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (ст. 23.15 КоАП) по делам об административных правонарушениях в отношении неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в установленный законом срок (ч. 2 и 2.1 ст. 8.8 КоАП);
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы (ст. 23.21 КоАП) по делам об административных правонарушениях в связи с:
- нецелевым использованием земельного участка;
- неиспользованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в установленные сроки;
- невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ч. 1, 3 и 4 ст. 8.8 КоАП).
3. Порядок устранения нарушения и обжалование постановления о привлечении к административной ответственности
Что же делать, если в отношении Вас вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушения, предусмотренные статьей 8.8 КоАП?
В данном случае возможно два варианта действий в зависимости от того, согласны ли Вы с постановлением:
Если Вы согласны с постановлением о привлечении к административной ответственности, нужно:
- оплатить назначенный штраф;
- устранить выявленное нарушение.
Устранить нарушения можно различными способами, в зависимости от того, в чем именно заключалось правонарушение.
Правообладателем земельного участка могут быть предприняты следующие меры:
- оформить в установленном порядке изменение категории или вида разрешенного использования участка;
- начать строительство или другим образом начать использование участка согласно его категории и назначению;
- исполнить обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
И наоборот назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП). Это значит, что предписание об устранении нарушения земельного законодательства продолжает действовать и нарушение должно быть устранено.
В случае несогласия с вынесенным постановлением Вы вправе обжаловать его в судебном порядке.
Суд вправе признать незаконным и отменить постановление о привлечении лица к ответственности.
Суд может отменить постановление о привлечении к ответственности в случае:
- отсутствия события (состава) административного правонарушения;
- непредоставления в суд со стороны надзорного органа, проводившего проверку и вынесшего постановление, доказательств нарушение закона или вины нарушителя.
Кроме того, в ряде случаев постановление можно оспорить по процессуальным основаниям (например, в связи с допущенными нарушениями правил организации и проведения проверки или составления протокола о правонарушении).
Также суд вправе признать нарушение малозначительным (ст. 2.9 КоАП), что послужит основанием для снижения размера штрафа.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).
При этом личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Данные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания (ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП).
В результате обжалования судом может быть принято решение:
- об отмене постановления о привлечении к административной ответственности;
- о снижении размера штрафа за правонарушение.