Часто у собственников земельных участков возникает необходимость уточнения границ и площади своего земельного участка в связи с изломанностью линий границ, вклиниванием смежных земельных участков, «прирезкой» части земельного участка, неудобным подходом или подъездом и др.
В таких случаях оптимальным решением является перераспределение земельных участков, речь о котором и пойдет в данной статье.
1. Понятие перераспределения земельных участков
Действующим земельным законодательством определено несколько способов образования земельных участков. Одним из таких способов является перераспределение земельных участков ( ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ)) Механизм перераспределения как способ образования земельных участков введен законодателем для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами и помочь устранить недостатки в землепользовании. Не стоит рассматривать данную процедуру как законодательную «лазейку» для увеличения площади своего земельного участка. Увеличение площади земельного участка в этом случае является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. По своей сути, перераспределение земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение земельных участков - это упрощенный порядок образования смежных участков земли. При перераспределении земель существование исходных земельных участков прекращается и образуются один или несколько новых земельных участков ( абз. 2 п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ). Регулирование процедуры перераспределения земель осуществляется двумя нормативными актами – Земельным и Гражданским кодексом.
В зависимости от того, кто является собственником перераспределяемых земельных участков, условно можно выделить три вида изменения границ земельных участков путем перераспределения:
- перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности;
- перераспределение земель, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству;
- перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.
Рассмотрим каждый из видов перераспределения более подробно.
2. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности
Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения ( п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ). Указанное соглашение подтверждает желание сторон - участниц процедуры - внести изменения в размер (площадь) или территориальное расположение своих участков. Соглашение о перераспределении составляется в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения.
Обязательных требований к такому соглашению законодательством не установлено, однако, исходя из общих положений гражданского законодательства, в тексте указанного соглашения должны содержаться следующие сведения:
- данные о сторонах-участниках сделки (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица и сведения о лице, действующего от имени юридического лица, и документе, подтверждающем его полномочия);
- сведения о документах-основаниях использования сторонами перераспределяемых земельных участков;
- данные об участках, которые подлежат изменению путем перераспределения (кадастровый номер, площадь, адрес).
Кроме того, данный документ может содержать любые иные условия по усмотрению сторон.
Необходимо также помнить, что к указанному документу предъявляются такие же требования, как и к любым иным гражданско-правовым сделкам (например, должны отсутствовать неоговоренные сторонами ограничения (обременения) в отношении перераспределяемых участков; если перераспределяемый земельный участок является совместной собственностью, то сделка должна быть заключена с согласия супруга и т.п.)
Соглашение о перераспределении земельных участков после его подписания всеми сторонами передается кадастровому инженеру, который будет производить на основании внесенных в него сведений подготовку межевого плана, в котором будут зафиксированы производимые изменения.
Кроме того, указанный документ будет являться документом-основанием при осуществлении государственной регистрации произошедших изменений в Росреестре.
3. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству
Порядок и условия перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству, подробно регламентированы нормами статьи 39.28 ЗК РФ.
Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:
- при наличии законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями. Целью таких мероприятий является приведение границ земли в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
- для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков, находящихся в частной собственности, с целью приведения границ таких земельных участков в соответствие с проектом межевания территории. Однако в данном случае площадь земельных участков не может увеличиваться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- земельные участки, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства могут быть расширены до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
- для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Среди этих объектов можно выделить:
- автомобильные дороги,
- объекты обороны,
- объекты транспорта, связи и т.д.
Перераспределение осуществляется в соответствии с:
- утвержденным проектом межевания территории
- утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии такого проекта ( п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ).
либо
Данный вид перераспределения также осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться с заявлением о перераспределении в муниципальную администрацию по месту нахождения земельного участка.
Подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в данном заявлении, а также документов, которые необходимо приложить к такому заявлению, содержится в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ.
Такие документы могут предоставляться любым удобным для заявителя способом: лично или же с помощью интернет-ресурсов.
Результатом подачи заявления и дополнительной документации должно стать соглашение сторон о проведении перераспределения, решение о заключении которого выносит уполномоченный орган в срок не более чем 30 со дня поступления заявления
В случае заключения соглашения о перераспределении указанный документ в обязательном порядке должен содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки ( п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).
Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения ( п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок ( п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).
Кроме того данное лицо обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков ( п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).
Однако в определенных случаях органы власти могут принять решение об отказе в заключении соглашения. Основания для отказа в заключении соглашения установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
4. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные участки, могут участвовать в процедуре перераспределения.
Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются ст. 39.27 ЗК РФ.
Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в следующих случаях:
- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
- земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
- все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (п. п. 2 и 3 ст. 39.27 ЗК РФ), являющихся соответственно основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости ( пп. 6 п. 8 ст. 41 Закона о регистрации)
В соглашении или решении уполномоченного органа указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (если перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания).
Если же перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении ( п. п. 4, 5 ст. 39.27 ЗК РФ).
В соглашении прописываются такие обязательные моменты, как:
- участники правоотношений;
- данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
- обоснование прав сторон на перераспределяемые земельные участки;
- полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
- распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков;
- информация о правах, возникающих на образуемые земельные участки ( п. 6 ст. 39.27 ЗК РФ).
Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а решение о перераспределении не может быть принято в случае, если ( п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ):
- отсутствует письменное согласие лица, которому принадлежат участки на одном виде права;
- предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
- границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации;
- имеются законные основания для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела, установленные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
- предусматривается перераспределение земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.